КазАПО

Казахстанская Ассоциация операторов и перевозчиков вагонов (контейнеров)

Вернуться на главную

Пресс-центр

КазАПО призывает восстановить законность в регулировании рынка железнодорожных перевозок

        20 ноября 2025 года в Национальной палате предпринимателей «Атамекен» состоялось совещание с участием Главной транспортной прокуратуры. В заседании приняли участие представители Министерства транспорта РК, АСПИР и бизнеса.
        Генеральный директор КазАПО Адамбаева С.М. обозначила ряд проблем, которые оказывают критическое влияние на стабильность и инвестиционную привлекательность отрасли.
        1.    Изменение правил с распространением их действия на уже наступившие периоды и придание акту обратной силы:
        Одним из ключевых вопросов стал приказ Министерства транспорта РК № 323 от 1 октября 2025 года, устанавливающий ограничения на проведение ремонта с продление срока службы и их эксплуатацией.
        КазАПО отметила, что несмотря на длительную совместную работу с Министерством транспорта РК в течение 2025 года — обсуждения с участниками рынка, проведение общественных обсуждений и анализа регулирующего воздействия, экспертизу и согласование с государственными органами— документ был принят в другой редакции:
        •    без проведения АРВ;
        •    без обсуждения с бизнес-сообществом;
        •    без обязательного 60-дневного срока публикации;
        •    фактически — с обратной силой.
        Такая практика уже привела к имущественным потерям собственников вагонов, усилила дефицит парка и создала опасный прецедент правовой неопределённости.
        Ассоциация обратилась к Главной транспортной прокуратуре с просьбой дать правовую оценку соблюдению требований законодательства при принятии данного нормативного акта.

        2.    Приписка вагонов: административные барьеры и регламенты вне закона:
        Сегодня собственники подвижного состава сталкиваются с тем, что приписка вагонов к станциям РК занимает неоправданно длительное время и сопровождается:
        •    требованиями АО «НК «КТЖ», не закреплёнными в законодательстве;
        •    постоянными изменениями внутренних регламентов;
        •    аннулированием ранее согласованных документов;
        •    отсутствием установленных сроков рассмотрения.
        Для бизнеса это означает прямые потери, рост издержек и снижение готовности инвестировать в обновление подвижного состава.
КазАПО предложила:
        •    отменить избыточные ручные процедуры и несистемные требования;
        •    автоматизировать процесс приписки и закрепить его в рамках государственной регистрации.

        3.    Необходимость восстановления эффективности взаимодействия с прокуратурой:
        Ассоциация также обратила внимание на изменения подхода государственных органов к рассмотрению обращений бизнеса. В последние годы большинство обращений перенаправляется в те же органы, действия которых и оспариваются. Раньше прокуратура оперативно включалась в решение проблем, проводила рабочие совещания, быстро решала проблемы.
        КазАПО предложила Главной транспортной прокуратуре восстановить прежний формат диалога с предпринимателями и обеспечить надзор за соблюдением законности.

        Стабильная и конкурентоспособная железнодорожная отрасль невозможна, если правила меняются задним числом, а доступ к инфраструктуре превращается в бюрократический фильтр.

        Протокол совещания будет направлен компаниям — членам КазАПО.

2025-11-21 08:41:28