Казахстанская Ассоциация операторов и перевозчиков вагонов (контейнеров)
Вернуться на главную
20 ноября 2025 года в Национальной палате предпринимателей «Атамекен» состоялось совещание с участием Главной транспортной прокуратуры. В заседании приняли участие представители Министерства транспорта РК, АСПИР и бизнеса.
Генеральный директор КазАПО Адамбаева С.М. обозначила ряд проблем, которые оказывают критическое влияние на стабильность и инвестиционную привлекательность отрасли.
1. Изменение правил с распространением их действия на уже наступившие периоды и придание акту обратной силы:
Одним из ключевых вопросов стал приказ Министерства транспорта РК № 323 от 1 октября 2025 года, устанавливающий ограничения на проведение ремонта с продление срока службы и их эксплуатацией.
КазАПО отметила, что несмотря на длительную совместную работу с Министерством транспорта РК в течение 2025 года — обсуждения с участниками рынка, проведение общественных обсуждений и анализа регулирующего воздействия, экспертизу и согласование с государственными органами— документ был принят в другой редакции:
• без проведения АРВ;
• без обсуждения с бизнес-сообществом;
• без обязательного 60-дневного срока публикации;
• фактически — с обратной силой.
Такая практика уже привела к имущественным потерям собственников вагонов, усилила дефицит парка и создала опасный прецедент правовой неопределённости.
Ассоциация обратилась к Главной транспортной прокуратуре с просьбой дать правовую оценку соблюдению требований законодательства при принятии данного нормативного акта.
2. Приписка вагонов: административные барьеры и регламенты вне закона:
Сегодня собственники подвижного состава сталкиваются с тем, что приписка вагонов к станциям РК занимает неоправданно длительное время и сопровождается:
• требованиями АО «НК «КТЖ», не закреплёнными в законодательстве;
• постоянными изменениями внутренних регламентов;
• аннулированием ранее согласованных документов;
• отсутствием установленных сроков рассмотрения.
Для бизнеса это означает прямые потери, рост издержек и снижение готовности инвестировать в обновление подвижного состава.
КазАПО предложила:
• отменить избыточные ручные процедуры и несистемные требования;
• автоматизировать процесс приписки и закрепить его в рамках государственной регистрации.
3. Необходимость восстановления эффективности взаимодействия с прокуратурой:
Ассоциация также обратила внимание на изменения подхода государственных органов к рассмотрению обращений бизнеса. В последние годы большинство обращений перенаправляется в те же органы, действия которых и оспариваются. Раньше прокуратура оперативно включалась в решение проблем, проводила рабочие совещания, быстро решала проблемы.
КазАПО предложила Главной транспортной прокуратуре восстановить прежний формат диалога с предпринимателями и обеспечить надзор за соблюдением законности.
Стабильная и конкурентоспособная железнодорожная отрасль невозможна, если правила меняются задним числом, а доступ к инфраструктуре превращается в бюрократический фильтр.
Протокол совещания будет направлен компаниям — членам КазАПО.
2025-11-21 08:41:28