Казахстанская Ассоциация операторов и перевозчиков вагонов (контейнеров)
Вернуться на главную
Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» организовала с участием Министерства транспорта Республики Казахстан обсуждение актуальных проблемных вопросов по всем видам транспорта, в том числе в сфере железнодорожного транспорта. Вопросы, включенные в повестку дня, рассматривались в рамках предсъезда Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен», состоявшегося 7 ноября 2024 года.
В ходе совещания были рассмотрены вопросы КазАПО о:
- некорректном применении со стороны АО «НК «КТЖ» статьи 35 Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте»;
- необоснованных начислениях платы за простой (стоянку, задержку) подвижного состава на железнодорожных путях.
Генеральный директор КазАПО С.М. Адамбаева отметила, что:
1) Вопрос некорректного применения АО «НК «КТЖ» статьи 35 Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» рассматривается более двух лет.
АО «НК «КТЖ» использует пункт 2 статьи 35 указанного Закона для введения временных запретов и ограничений (в 2023 году введено 30 запретов, в 2024 году – более 43), несмотря на то, что согласно подпункту 2-2 пункта 2 статьи 14 Закона, такие меры может применять исключительно уполномоченный орган. Кроме того, статья 35 регулирует исключительно вопросы чрезвычайных ситуаций, тогда как АО «НК «КТЖ» применяет её в условиях ограниченной пропускной способности и недостаточной инфраструктуры.
2) В целом, в Казахстане отсутствует чётко отрегулированный механизм введения различных запретов, в том числе:
• ограничений в перевозочном процессе;
• временных прекращений либо ограничений оказания услуг национальным оператором инфраструктуры;
• конвенционных запрещений на перевозку грузов в межгосударственном сообщении.
3) Необходим официальный учёт вводимых запретов и ограничений для анализа причин их введения, разработки мер по снижению сбоев в перевозочном процессе, а также подготовки решений по привлечению инвестиций в развитие отрасли.
По второму вопросу касательно необоснованных начислениях платы за простой подвижного состава на железнодорожных путях КазАПО проинформировала, что вопрос рассматривается с 2021 года и отметила, что:
- Проблема частично была решена путём исключения начисления сбора за хранение неисправных груженых и порожних вагонов, отцепленных для проведения технического обслуживания и ремонта. Однако продолжается взимание платы за их простой на станционных путях.
- Перевозчик, ссылаясь на статью 49 Закона РК "О железнодорожном транспорте", автоматически возлагает ответственность на владельцев вагонов или грузоотправителей, не уточняя причины простоя. Это создаёт дополнительную финансовую нагрузку на участников перевозочного процесса.
По двум вопросам Ассоциация направила в Министерство транспорта соответствующие обращения, запросы и предложения в виде сравнительных таблиц для внесения изменений в нормативно-правовые акты. Несмотря на полученные ответы о принятии их в работу, фактических действий предпринято не было: не получены мнения членов рабочей группы, не организованы обсуждения.
Министерство транспорта РК поддержало инициативу детального рассмотрения вопросов в рамках рабочей группы по совершенствованию НПА, пообещало пересмотреть график заседаний и включить их рассмотрение на ближайшее время.
Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» продолжит совместную работу с участием государственных для улучшения условий ведения бизнеса в сфере железнодорожных перевозок.
Протокол совещания после получения будет направлен компаниям КазАПО.
2025-02-13 14:38:20